Первые впечатления после прослушивания и работы в эфире были противоречивыми, не побоюсь сказать — «противоположными».
Да, после вертикала стало лучше. Эфир с горизонтальной поляризацией стал несколько чище и прозрачнее. Уровень станций вырос разительно и их стало больше. Если станции с уровнем 9+10/+20 я слышал только в контестах, то теперь такие станции были каждый вечер. Похоже вертикал принимал неплохо, но вот эффективность этого приема была весьма посредственной, что не удивительно.
Станции Британии и Испании теперь шли с зашкалом, что раньше я видел только у EW8RX на его спайдере и прочих направленных антеннах.
И в то же время «бим» не был «бимом». По общим ощущениям это был вращаемый диполь (rotary dipole). Вперед-назад подавление минимально настолько, что трудно заметить,а боковое подавление примерно балл.
Но не успел я поиграть как следует, как в один прекрасный субботний вечер, антенна передала привет и пропала. КСВ 6, резонансов нет. Обрыв.
Ок, вечер, суббота, темно. Нужно бы подождать утра, но предчувствия плохие — иду на крышу с анализатором.Там лежит запакованный переходник между антенной и магистральным фидером. Распаковываю,меряю… Мои самые мрачные прогнозы сбылись — спуск с антенны не звонился, анализатор показывал обрыв. Первой мыслью было — «сдох балун!«. Ну вот как так? Он же работал без проблем ранее целый год…
Ночью, в голове вертелись мысли обгоняя друг друга, в надежде придумать как починить антенну не разбирая. Но, увы…
За воскресенье сделал фейковую «мачту», что бы перевесить на нее элементы и верхние растяжки.
Не стал ждать утра и вечерком, как стемнело, что бы не мозолить глаза — полез снимать антенну и разбирать в лайт режиме. Нашел так и не убранную с крыши подставку, перетащил бетонные кирпичные блоки на лифтовую для закрепления. Снял с поворотки, поставил и плавно начал разбирать. Откуртил и перенес элементы снизу вверх, затем растяжки, затем выкрутил горелую мачту
из крепления и врутил туда «времянку». Оставил полученную конструкцию на крыше и пошел диагностировать поломку.
Первыми делом проверил балун — к моему удивлению он был жив. Прозвонка выявила проблему по «шине» с землей. На одном из межбэндовых переходников оторвалась земля. Причина непонятная, толи тряска, толи вибрация, толи напряжения на мачте при растяжке. А там такой момент сверху есть — рядом 20м подключена и рядом же место растяжки шестов, через которое я провел фидер питания.
Ладно, переделал. Поперся на крышу вновь и к половине второго ночи все восстановил как было.Анализатор, как обычно забыл, но все было на месте и довольный проделанной работой я лег спать — завтра на работу в 6-30…
На неделе опять померял, опять покрутил антенну… Крутится — это приятно, но нету подаления, и это ощущение «опять идти и снимать чертову антенну» — просто убивает…
Прошла неделя…
Вернувшись однажды с работы, я вновь обнаружил обрыв. ***ть!!! Мысль, что вертикал не такая уж и плохая антенна, которая если и не радовала каждый день, то хотя бы не любила мне так мозг — посетила меня впервые в этом году…
Окей, иду на крышу с анализатором…Ну, что на этот раз? Ан, нет… Резонансы на антенне в порядке. Зато не в порядке PL на магистарльном фидере на крыше, как оказалось , она хреново пропаялась, треснула по центральной жиле и при очередном накручивании на переходник разъем остался у меня в руках…
Задача — запаять ПЛ на крыше. До ближайшей розетки от лифтовой 60м. USB паяльника нет, газового паяльника нет. Но судя по тенденциям, что-то подобное приобрести мне будет не лишним.
Вновь спецоперация по разматыванию 50 метрового барабана с удлинителем. В который раз он меня выручает? Чтобы я без него делал? Плюс дополнительный на 5 метров. Не будет лишним, я это понял еще когда перфоратором работал.
Вы когда-нибудь паяли ночью на лифтовой, подсвечивая фонариком, перемотанным зеленой изолентой (чтобы он давал меньше света врагам в соседнем доме) и зажатым в зубах? Я — уже да.. Еще пару таких спец.операций и буду подавать резюме к Тому Крузу в отряд «миссия невыполнима». У него там вечная проблема с технарями, которым нужно ползать с нотбуком и анализатором по взлетающему самолету. А мне уже, в принципе, пофигу…
Наконец дошли руки сделать замеры SWR и заснять их.
Вся полоса:
20M:
17M:
15М:
12М (есть ощущение, что рефлектор избыточно длинный и дает резонанс где-то на 24 мгц?)
11M (ксв есть, но приема тут нет? или прохождения пока нет? а когда стояла 2эл Jungle Job 11m то проходы были каждый день?)
10 м (проверить толком не удалось, SFI высокое, а нормального прохождения все еще не было)
Итого…
Резонансы есть, но они немного ниже чем хотелось бы. После решения проблемы с магистральным разъемом они стали лучше (или сдвинулись?). Раньше, судя по всему, был плохой контакт и на некоторых бэндах ксв был за 1.6.
Почему-то после ремонта обнаржились и намеки на F/B. Вперед — назад намерял аж 10, боком где-то 15. Но это же все равно слезы.Где обещанные 25дб подавления тыла? Или 6 метров над кршей и 40 над землей на 20 метрах это нормальная работа? Может я слишком многого хочу от двух элементов? Судя по характеристикам, 20 метров работает как и положено на своих 6 метрах по отношению горизонтальному лепестку… Но с подавлением что? Я же все элементы перемерял по 2 раза, перепроверил все спейсеры… И?
Итого, следующая задача как-то «заимпрувить» FB до 18-20дб подавления там где это возможно и починить все, что сломается до того, как эта фантастическая цель будет достигнута…
update
нашел интересную коммерческую информацию с Ф/Б близким к моему.
Наводит на мысли…
UPDATE2
Проверил у себя:
20М — F/B 6-8 дб, side 10-12 db
17М — F/B 12, side 17 db
15М — F/B 15ДБ. side 20+. db
12М — F/B 6 ДБ side 10 db (???)
10М — F/B 18, side 25+ db
Высота над лифтовой — 2 м + Высота над крышей — 5 м + 10ый этаж.
Судя по результатм, как усиление так и подавление линейно растет с ростом частота относительно высоты над крышей (за исключеним 12, там явно что-то не в порядке), т.е. антенне нужно больше высоты, хотябы метра 2, а так же укоротить все диапазоны, что бы свдинуть резонансы выше по частоте. И врядли удасться выжать что-то большее…
Исходя из материалов по теории данной антенны от g3txq:
Tunung / In depth / Undersanding